Дорожное строительство — это совокупность мероприятий по созданию качественных путей сообщения между различными объектами. От качества полотна зависят безопасность и комфорт людей, поэтому инженеры ответственно подходят к конструированию дорог и выбору материалов для их обустройства.
В настоящее время процесс практически полностью автоматизирован. Труд людей необходим только для запуска механизмов и контроля над работой спецтехники. Это ускоряет строительство и увеличивает качество готовых конструкций.
Существует 4 основных направления развития транспортных путей:
- улучшение сообщения внутри населенных пунктов;
- прокладка магистралей между городами (в том числе в труднодоступных районах);
- прокладка дорог промышленного назначения;
- строительство внутрихозяйственных объектов.
Когда новая дорога готова, на ней устанавливают ограждения и знаки, наносят разметку. Это позволяет направить транспортные потоки и предотвратить возникновении аварийных ситуаций. Помимо этого периодически ведутся работы по поддержанию качества дорожного полотна.
Конструкция
Существует 2 основные технологии строительства дорог:
- из асфальтобетона;
- из цементобетона (сборные или монолитные).
При использовании любого материала сначала обустраивается основание. От его качества будет зависеть долговечность полотна. Главное при создании основы — это предотвращение температурных деформаций. Для этого используются материалы с хорошими фильтрационными свойствами. Это предотвратит накопление воды и ее замерзание в зимний период. Работы проводятся несколько этапов:
- выравнивание и уплотнение грунта;
- укладка слоя песка;
- укладка щебня;
- заливка битума.
Совокупная толщина этих слоев может достигать 2-х метров (это зависит от величины расчетной нагрузки на дорожное покрытие). Для предотвращения перемешивания слоев укладывается геотекстиль (препятствует попаданию песчинок в грунт) и георешетка (удерживает щебень). Эти материалы минимизируют риск размытия основания.
Асфальт
Асфальтобетон — это щебень мелкой фракции, перемешанный с битумом. Укладывается в горячем виде слоями толщиной 40–50 мм. Их количество зависит от назначения площадки (для тротуаров и дворов достаточно одного слоя, а для магистралей — трех). Для создания надежного полотна необходимо использовать только хорошо нагретые материалы, поэтому при строительстве вдали от городов, вблизи места проведения работ строят небольшие мобильные заводы по производству асфальтобетона.
Цемент
Дороги из цементобетона могут быть сборными (из плит) или монолитными. Первый тип используется преимущественно в качестве временного варианта. При укладке бетонной смеси необходимо обеспечить нормальные условия затвердевании (высокая влажность и температура от +10°С).
Этот метод позволяет создать прочное и долговечное полотно. Недостатки технологии — это трудоемкость укладки, высокая стоимость материалов и сложность выполнения ремонтных работ.